Размер шрифта:
Цвет сайта:

Заключение о результатах антикоррупционного мониторинга деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края в 2015 году

02 февраля 2017

Введение

Одной из основных мер по противодействию коррупции в соответствии с Законом Красноярского края от 07.07.2009 №8-3610 «О противодействии коррупции в Красноярском крае» является антикоррупционный мониторинг, который включает в себя выявление, исследование и оценку явлений, порождающих коррупцию и способствующих ее распространению; состояние и распространение коррупции; достаточности и эффективности предпринимаемых мер по противодействию коррупции.
В целях обеспечения системности при изучении антикоррупционной составляющей в функционировании органов местного самоуправления Губернатором края подписан указ от 10.05.2016 № 80-уг «О проведении антикоррупционного мониторинга деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края в 2015 году».
В соответствии с названным нормативным правовым актом организован анализ ситуации в органах местного самоуправления края за период с 1 января по 31 декабря 2015 года.
Цель антикоррупционного мониторинга заключалась в изучении состояния коррупции и результативности мер противодействия коррупции в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края. Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения задач по сбору и анализу информации, характеризующей следующие позиции:
состояние работы по планированию мероприятий антикоррупционной направленности и организации их исполнения органами местного самоуправления;
состояние работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов;
итоги рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц;
соблюдение лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, ограничений, запретов, требований и обязанностей, установленных в целях противодействий коррупции, в том числе:
а) о практике получения и передачи подарков лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности;
б) о практике уведомления лицами, замещающими должности муниципальной службы, об обращениях в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
в) практика урегулирования конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности муниципальной службы и муниципальные должности;
состояние работы по организации взаимодействия с институтами гражданского общества;
практика рассмотрения органами местного самоуправления обращений граждан и юридических лиц, содержащих сведения о коррупционных и должностных правонарушениях;
состояние работы по информационному сопровождению деятельности по профилактике коррупционных правонарушений;
результаты внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты из краевого бюджета, в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из краевого бюджета;
осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
состояние правомерности (законности) при реализации полномочий по распоряжению земельными участками, изменению вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, соблюдению установленного порядка приемки рекультивированных земель;
статистика коррупционных правонарушений, выявленных в органах местного самоуправления, факты привлечения к ответственности лиц, замещающих должности муниципальной службы и муниципальные должности.
Собранная информация обобщалась, анализировалась и сравнивалась с данными, полученными в результате антикоррупционного мониторинга деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края в 2010 и 2013 годах. Также в работе использовались выводы социологического исследования «Оценка эффективности государственной политики в сфере безопасности и противодействия коррупции в Красноярском крае», проведенного в 2015 году специалистами Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Новый сибирский институт». Исследование проводилось в семи городах Красноярского края: Ачинске, Красноярске, Минусинске, Канске, Лесосибирске, Железногорске, Зеленогорске. Объем выборочной совокупности составил 1200 человек.
Как показали результаты исследования, в структуре тревожности населения, куда входили 20 возможных факторов, коррупция заняла 7 место (24,7%), на первом месте - рост цен на продукты питания (44,1%). Однако, необходимо признать, что ситуация в отдельных городах края заметно различается.
Так, в г.Зеленогорске большее число опрошенных считает, что коррупция, произвол чиновников является наиболее важной проблемой, которая их беспокоит больше всего (45,3%), чем, например, снижение уровня медицинского обслуживания (10,9%) или плохие дороги (3,8%).
А в г.Красноярске опрошенное население более беспокоит рост цен на продукты питания (45,4%), низкий уровень заработной платы (39,8%), чем проблемы с коррупцией (22,8%). В г.Ачинске больше всего опрошенных волнует рост преступности (55,4%), в г.Минусинске обеспокоены распространением наркомании (50,9%), в г.Железногорске ухудшением экологической ситуации (40,6%).
По мнению социологов, анализ проблем в структуре тревожности населения позволяет увидеть очень важные особенности в организации функционирования местного самоуправления в регионе. Общепризнанным является представление о том, что одним из факторов, способствующим распространению коррупции, является низкий уровень доверия власти.
По результатам опроса населения оказалось, что более половины респондентов (54,2%) оценивают доверие населения органам власти, как высокое и среднее. Самый высокий уровень доверия власти населением оказался в г.Железногорске, а самый низкий в г.Лесосибирске.
Результаты проведенного исследования показали, что в данном направлении определились позитивные тенденции. Если в 2010 году 58% опрошенных считали, что большинство должностных лиц в органах власти края берут взятки, то в 2013 году так считали 34,1%, а в 2015 году 26,4 %.
По территориям мнение сложилось таким образом, что половина и более опрошенных в г.Железногорске (56,5%), Ачинске (53%) и Минусинске (50,9%) уверены, что большинство должностных лиц берут взятки.
По мнению социологов, это свидетельствует о наличии, скорее всего, массового стереотипа, чем реального уровня взяточничества чиновников. Но наряду со стереотипами, у жителей есть реальный опыт коррупционных практик. Так почти половина респондентов (49,8%) имеют в ближайшем окружении людей, которым приходилось сталкиваться с проявлениями коррупции в крае.
Вместе с тем, основой для соответствующих выводов об эффективности работы органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края в области противодействия коррупции явилось соотношение количественных и качественных оценок текущего и прежнего состояния дел.

1. Состояние работы по планированию мероприятий антикоррупционной направленности и организации их исполнения органами местного самоуправления
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования. Органы местного самоуправления вправе регулировать указанный вопрос, принимая собственные муниципальные правовые акты, с учетом требований действующего законодательства РФ и законодательства Красноярского края.
Одной из основных мер по противодействию коррупции является разработка и реализация антикоррупционных программ органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3610 «О противодействии коррупции в Красноярском крае» (в редакции 2013 года) органы местного самоуправления могут принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции (в связи с внесенными изменениями в Закон в 2016 году дополнены «планы»).
Во исполнение данного Закона в одиннадцати муниципальных образованиях приняты целевые программы по противодействию коррупции (Курагинский, Уярский, Шушенский и др.), в семи программы и планы (Ачинский, Эвенкийский районы, г.Назарово и др.), основной целью которых является создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения муниципальных служащих и обеспечивающих снижение уровня коррупции в органах местного самоуправления. Практически во всех городских округах и муниципальных районах края утверждены планы мероприятий по противодействию коррупции.
Вместе с тем, в 2015 году планирование антикорорупционной деятельности не осуществлялось в пяти муниципальных образованиях края (Бирилюсский, Ермаковский, Тасеевский, Сухобузимский районы, г.Бородино). Финансирование антикоррупционной программы предусмотрено в двух районах: в Ачинском районе - на выпуск антикоррупционных блокнотов ежегодно по 5 тыс. руб. в течение четырех лет действия программы; в Северо-Енисейском районе за счет средств муниципальных учреждений, которыми проводятся запланированные мероприятия. Практически всеми органами местного самоуправления принятые программы размещены на официальных сайтах районных администраций, а некоторыми опубликованы в общественно-политических районных газетах (Березовский, Шушенский, Каратузский, г.Красноярск и др.)
Анализ муниципальных планов и программ по противодействию коррупции показал, что по сравнению с 2013 годом в них расширен перечень мер и мероприятий, своевременно вносились изменения, в связи с принятием на новый период Национального плана противодействия коррупции, направленные на достижение конкретных результатов в работе по противодействию коррупции.
Однако некоторые муниципалитеты формально отнеслись к планированию деятельности по противодействию коррупции, взяв за основу модельную антикорорупционную программу и наименовав ее при этом планом мероприятий по противодействию коррупции. Вследствие чего содержание не соответствовало форме. Кроме того, в планах мероприятий не всегда указывались сроки исполнения и ответственные лица, что в итоге приводило к неисполнению запланированных мероприятий. Также в планы включались в качестве мероприятий должностные полномочия муниципальных служащих и задачи структурных подразделений администрации муниципального образования.
В ряде муниципальных образований вопросы, связанные с ходом исполнения плановых мероприятий, рассматривались на заседаниях комиссий по противодействию коррупции. Отчеты об исполнении программ (планов) по противодействию коррупции, а также иная актуальная информация о деятельности органов местного самоуправления по данному направлению размещалась на официальных сайтах муниципальных образований, что сказалось на росте информированности населения о деятельности органов власти по противодействию коррупции. Если в 2013 году 13,9% опрошенных знали о таком мероприятии как реализация программ противодействия коррупции, то в 2015 году 21,5%.
Вместе с тем, результаты социологического опроса в 2015 году показали, что 44,8 % респондентов уверены, что органы власти в нашем крае делают мало для противодействия коррупции, в 2010 году так считали 24,8%, в 2013 45,6%. Наиболее широкое неудовлетворение в этом направлении было высказано в городах: Зеленогорск (92,5%), Канск (65,7%), Ачинск (57,8%).
Но оценивая эффективность мероприятий по противодействию коррупции в крае, участники опроса отметили такие меры, способные в наибольшей степени повлиять на предотвращение коррупции в органах власти, как повышение вознаграждения и социальных гарантий муниципальным служащим (36,9%), внедрение в органы власти ротации должностных лиц (25%), усиление контроля за действиями служащих, их доходами и расходами (22,7%). При этом в 2013 году за усиление контроля за действиями служащих, их доходами и расходами высказались более 40% опрошенных. Стоит отметить, что в 2010 году более трети респондентов (36,5%) вообще ничего не знали о мерах по противодействию коррупции, которые предпринимали органы власти в крае, а в 2013 году 57,3%.

2. Состояние работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов
Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» муниципальные правовые акты – это часть правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации, а одной из мер профилактики коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, которая занимает особо значимое место в числе мер по противодействию коррупции.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится органами местного самоуправления в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.
В ходе изучения организации работы по указанному направлению в городских округах и муниципальных районах края установлено, что по сравнению с 2010 и 2013 годами ситуация изменилась в лучшую сторону. Во всех городских округах и муниципальных районах работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов осуществлялась на основании утвержденных положений о порядке проведения антикоррупционной экспертизы. Если в 2010 году положения утверждены в 30% муниципальных образований, в 2013 году в 76%, то в 2015 году положения утверждены во всех муниципальных образованиях края. Полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы закреплены за отделами по правовой работе или юристами, часть из которых прошли повышение квалификации в учебном центре администрации Губернатора края по программе «Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность».
При осуществлении антикоррупционной экспертизы нормативные правовые акты или их проекты анализировались на предмет наличия или отсутствия в них коррупциогенных факторов в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.
С целью оценки независимыми экспертами от общественности проекты муниципальных правовых актов размещались на официальных сайтах органов местного самоуправления с указанием дат начала и окончания приема заключений. Однако фактов проведения независимых антикоррупционных экспертиз проектов в 2015 году не установлено. Вместе с тем, проведено 12 независимых экспертиз в отношении нормативных правовых актов, при этом 9 заключений независимых экспертов принято во внимание разработчиками актов.
Всего за 2015 год органами местного самоуправления края антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 36998 проектов нормативных правовых актов (в 2013 году более 14500) и 19231 нормативных правовых актов (в 2013 году 3000). Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов не проводилась лишь в администрации г.Боготола в связи с недостаточностью специалистов-юристов.
Как и в 2013 году в результате экспертизы наиболее часто выявлялись коррупциогенные факторы, позволяющие должностным лицам действовать по собственному усмотрению, связанные с широтой дискреционных полномочий должностных лиц, выборочным изменением объема прав, принятием акта за пределами компетенции, отсутствием или неполнотой административных процедур, отсутствием или неопределенностью сроков, условий или оснований принятия решения, а также наличием завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, имеющие юридико-лингвистическую неопределенность. По результатам проведенных антикоррупционных экспертиз выявлено в проектах 381 (1,03%) коррупциогенный фактор, в нормативных правовых актах 236 (1,2%). Все они исключены.
Особая роль в обеспечении законности нормативных правовых актов в 2015 году, как и в предыдущие периоды, принадлежала органам прокуратуры.
В рамках соглашений о взаимодействии в области нормотворческой деятельности, заключенных с горрайпрокуратурами, проекты нормативных правовых актов до их принятия направлялись в органы прокуратуры.
В 2015 году горрайпрокурорами проверено 28847 муниципальных правовых актов и 28908 их проектов, в которых выявлено 1389 коррупциогенных факторов (2,4%), опротестовано 1245 незаконных актов (2010 - 225, 2013 - 990), внесено 78 требований об их изменении, 38 представлений (2010 -26), в суды направлено 18 заявлений (2010-10). В результате вмешательства органов прокуратуры коррупциогенные факторы исключены из 1149 (2010 - 403) нормативных актов. По результатам прокурорских проверок в органы местного самоуправления направлено 662 замечания на проекты, из которых 601 устранено. Наибольшее количество нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, выявлено в Ачинском (63), Назаровском (59), Курагинском (57) и др. районах.
Чаще всего коррупциогенные факторы выявлялись в нормативных правовых актах и их проектах в сфере законодательства о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (743), о государственной и муниципальной службе (236), о землепользовании (127) и т.д.

3.Итоги рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц
Одной из мер профилактики коррупции в соответствии с Федеральным законом от 25 12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является рассмотрение, в том числе в органах местного самоуправления, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов с целью выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Анализ поступившей из органов местного самоуправления информации показал, что в большинстве муниципальных образований указанная практика отсутствует. Единичные факты принятия судами решений о признании недействительными муниципальных ненормативных актов или незаконными решения или действия должностных лиц данных органов имелись в 18 муниципальных районах и городских округах. Все случаи проанализированы, доведены до сведения должностных лиц и муниципальных служащих. В тех муниципальных образованиях, где указанные факты отсутствовали, изучена и доведена до сведения муниципальных служащих правоприменительная практика других регионов.
Так, в администрации Ачинского района проведено рабочее совещание по принятому Ачинским городским судом решения о признании бездействия администрации по непринятию мер по организации обеспечения гражданина бесперебойным и качественным холодным водоснабжением, в ходе которого запланированы мероприятия по его исполнению.
Саянским районным судом принято решение о признании незаконным бездействия администрации района по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в с.Агинское, и рекультивации земельного участка. Для устранения нарушений законодательства муниципалитетом запланированы и проведены мероприятия по исполнению решения суда.
Арбитражным судом Красноярского края в отношении администрации г.Енисейска вынесено три решения: два о признании незаконным отказа ОМСУ о предоставлении земельного участка в собственность и одно – о признании незаконными действий ОМСУ, состоящих в подаче заявления в ФГБУ ФКП Росреестра о снятии с кадастрового учета земельного участка, аннулированию и исключению из кадастра недвижимости, носящей временный характер, сведений о земельном участке. Решения суда исполнены в полном объеме.
Богучанским районным судом признано незаконным бездействие администрации района при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка. Решение суда исполнено после вступления его в законную силу. Данный факт рассмотрен на заседании совета по противодействию коррупции.
В связи с изменением земельного законодательства с 01.03.2015 года в судах общей юрисдикции обжаловано 11 ненормативных правовых актов, принятых администрацией г.Назарово по вопросам предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, из которых 10 удовлетворено. С целью недопущения нарушений законодательства в будущем все факты рассмотрены на заседаниях комиссии по противодействию коррупции и на аппаратных совещаниях при руководителе администрации города. Аналогичная правоприменительная практика встречалась и в других районах и городах края.
Более обширная и разнообразная практика имелась в администрации г.Красноярска. В судах рассматривались заявления по многим вопросам деятельности и в отношении действий разных подразделений муниципалитета. Так, в отношении действий управления архитектуры администрации города рассматривались вопросы о выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций, о переводе жилых помещений в нежилое в части работ, которые не признаются реконструкцией. Обжаловалось решение главного управления культуры администрации города об увольнении служащего по инициативе работодателя; отказ администрации города в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма; отказ управления социальной защиты населения администрации района в городе о выдаче сертификатов на краевой материнский капитал, назначении пособий, выплате компенсаций и т.п. Установленные в решениях судов нарушения устранены.
В дальнейшем, органами местного самоуправления, где судами отменялись муниципальные правовые акты и обжаловались их действия, в обязательном порядке в работе принимались во внимание установленные судами обстоятельства, и соответствующие решения принимались уже с учетом сложившейся правоприменительной практики.

4. Соблюдение лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, ограничений, запретов, требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
В целях соблюдения лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, основных обязанностей и ограничений, установленных статьей 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в течение 2015 года проведена определенная работа.
Во всех органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, а также лиц замещающих муниципальные должности. Оказано содействие в создании указанных комиссий городским и сельским поселениям. Вследствие чего в 2015 году в 576 муниципальных образованиях края, включая городские и сельские поселения, действовало 565 (в 2013г. - 488) комиссий. Комиссиями проведено 183 заседания (2010г. - 36, 2013 – 171), на которых рассмотрены материалы в отношении 674 (2013г. -627), муниципальных служащих, в том числе, 21 муниципальный служащий просил согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора (2013г. - 20).
Согласно ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные ими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью муниципального образования и передаются по акту в соответствующий муниципальный орган. Лицо, сдавшее подарок, может его выкупить в порядке, установленным нормативным правовым актом органа местного самоуправления, принятым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».
Как показал анализ полученной информации, в органах местного самоуправления края в 2015 году практика получения и передачи подарков лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, незначительная. Всего поступило за анализируемый период два уведомления о получении подарков, такое же количество подарков сдано в соответствии с действующим законодательством (г.Красноярск, Емельяовский район). Заявлений о выкупе подарков не поступало.
Обязанность муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений предусмотрена ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Уведомляются представители нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы. Невыполнение данной обязанности является правонарушением и влечет за собою увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством. В 2015 году в органах местного самоуправления края фактов поступления уведомлений от лиц, замещающих должности муниципальной службы, об обращениях в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений не зафиксировано.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
На комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в 2015 году рассмотрены материалы по несоблюдению требований к служебному поведению или требований об урегулировании конфликта интересов в отношении 35 служащих (2013г. - 114), при этом комиссией выявлены нарушения в отношении 15 служащих (2013г. - 40), касающиеся требований об урегулировании конфликта интересов, за что служащие были привлечены к дисциплинарной ответственности: объявлено замечание - 7, выговор - 6, уволено 2 человека.
Кроме того, в соответствии с Законом края от 07.07.2009 № 8-3542 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах» была организована работа по представлению указанных сведений на территориях всех городских округов и муниципальных районов края.
По информации, представленной органами местного самоуправления, в муниципальных образованиях края в 2015 году обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возложена на 8039 человек (2013г. – 10054), из них не представили сведения 21 человек в связи с невозможностью, о чем служащие уведомили в установленном порядке комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, где материалы об объективности и уважительности причин непредставления были рассмотрены (2013 - 15) и выявлено 12 нарушений, за что 3 служащих были привлечены к дисциплинарной ответственности.
В рамках контроля сведений о расходах в 2015 году по информации правоохранительных органов управлением Губернатора края по организации взаимодействия с органами местного самоуправления проведена одна проверка в отношении главы администрации Канского района, по результатам которой он привлечен к дисциплинарной ответственности за несвоевременное предоставление сведений о расходах. В 2013 году проверок в рамках контроля сведений о расходах не проводилось.
Основными причинами нарушений при предоставлении сведений являлись: представление не полных сведений о наличии денежных средств на банковских счетах; не представление информации (или неполной) об имеющихся открытых счетах в кредитных организациях; отсутствие информации или владение неполной информацией о доходах, об имуществе или обязательствах имущественного характера супруга (супруги), несовершеннолетнего ребенка.
По результатам проведенных в 2015 году органами местного самоуправления края 597 проверок информации правоохранительных органов и других источников о достоверности и полноте сведений, представленных служащими, были выявлены нарушения у 584 человек, в отношении которых материалы направлены для рассмотрения в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В результате деятельности комиссий выявлено 443 нарушения (2013г. – 447), касающегося требований о достоверности и полноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за что привлечено к дисциплинарной ответственности 381 служащий.
Мониторинг официальных сайтов городских округов и муниципальных районов края показал, что установленный порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, соблюдается.
Однако, несмотря на проделанную работу, вопрос о совершенствовании системы контроля за соблюдением лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, основных обязанностей и ограничений остается актуальным.
Согласно информации, представленной прокуратурой края, значительная часть из выявляемых в ходе проверок исполнения антикоррупционного законодательства в органах местного самоуправления нарушений связаны с несоблюдением должностными лицами обязанностей, запретов, ограничений, установленных в целях предупреждения коррупции.
Так, Канской межрайонной прокуратурой в ходе проверки предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера выявлен факт приобретения руководителем районной администрации трех объектов недвижимости, при этом сведения об источнике средств, за счет которых были совершены сделки, последний не представил, за что привлечен к дисциплинарной ответственности.
Прокуратурой Березовского района выявлен факт конфликта интересов в отношении начальника сельского хозяйства администрации района. В должностные обязанности последнего входил сбор, проверка, обработка первичных документов, предоставляемых субъектами агропромышленного комплекса, претендующих на получение господдержки, контроль за эффективным использованием предоставляемых денежных средств. Однако в нарушение антикоррупционного законодательства служащий рассматривал заявления о получении господдержки ООО «Овощи Сибири», где генеральным директором является его родственник. Муниципальный служащий привлечен к дисциплинарной ответственности.
Прокурором Идринского района выявлен факт незаконного замещения должности муниципальной службы в отношении главного специалиста по общественно-политическим вопросам Идринского районного Совета депутатов, который имел судимость, о чем при приеме на службу не сообщил, нарушив тем требования Федерального закона от 03.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Прокурором района внесено представление, в удовлетворении которого отказано. Впоследствии районный суд, рассматривая иск прокурора, согласился с доводами о невозможности замещения данным лицом должности муниципальной службы с указанными нарушениями закона.

5.Состояние работы по организации взаимодействия с институтами гражданского общества
Сотрудничество государства с институтами гражданского общества является одним из основных принципов противодействия коррупции, а развитие институтов общественного контроля за соблюдением российского законодательства о противодействии коррупции одной из мер по профилактике коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Кроме того, институты гражданского общества совместно с органами государственной власти, правоохранительными органами включены в деятельность по формированию нетерпимого отношения к коррупции.
На территории Красноярского края зарегистрировано 3558 некоммерческих организаций, в том числе: 1390 общественных организаций, 350 профессиональных союзов, 64 региональных отделения политических партий, 38 национально-культурных автономий, 336 религиозных организации, 26 казачьих обществ, 1354 иных некоммерческих организаций (фонды, ассоциации, некоммерческие партнерства и т.д.). Данные общественные объединения распределены на территории края неравномерно, сосредоточены главным образом в крупных населенных пунктах и действуют с разной степенью активности. Наиболее влиятельными общественными объединениями, представленными на территориях края, являются: Красноярская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов (около 40 тыс.участников), Красноярская краевая Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество инвалидов» (около 35 тыс.участников, 42 местные организации), Енисейское войсковое казачье общество (около 5 тыс.участников) и др.
К числу основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено создание механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества.
Основополагающими общественными институтами, реализующими механизм взаимодействия с органами местного самоуправления, а также непосредственно принимающими участие в осуществлении системы мер по противодействию коррупции являются общественные палаты. Наличие действующих на территориях муниципальных образований местных общественных палат является одним из критериев, отражающих состояние работы по взаимодействию с институтами гражданского общества, а также по противодействию коррупции. На территориях органов местного самоуправления края сформированы и действуют 34 местные общественные палаты, в том числе 10 городских (г.г.Боготол, Дивногорск, Красноярск и др.), 23 районных (Ачинский, Балахтинский, Ужурский и др.) и одна в п.Краснокаменск Курагинского района. В ходе работы местных общественных палат представителями общественности регулярно рассматриваются наиболее актуальные вопросы, возникающие на территории муниципального образования, в том числе касающиеся и противодействия коррупции.
Так, в г.Шарыпово администрация тесно взаимодействует с местной обществ?