О реализации электронного листка нетрудоспособности

Филиал №13 Государственное учреждение – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ доводит до сведения, что с 1 июля 2017 года в России начинается переход на выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам на основании электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН).

Данное нововведение регламентируется Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и в статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Цель — объединить информацию по листкам нетрудоспособности в единую базу, уйти от громоздкой системы хранения и обработки данных, снизить затраты страхователей и сэкономить бюджетные средства.

Формирование ЭЛН происходит с помощью автоматизированной системы информационного взаимодействия по обмену сведениями, участниками которой являются: страховщик – Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), страхователи (работодатели), медицинские организации (больницы, поликлиники) и федеральные государственные учреждения (бюро) медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Электронный обмен сведениями о страховых случаях по временной нетрудоспособности и материнству осуществляется посредством электронного сервиса, разработанного ФСС РФ. Полное наименование информационной системы – Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда социального страхования Российской Федерации (ЕИИС «Соцстрах»).

Работа системы следующая. Человек обращается в поликлинику или больницу за медицинской помощью. В случае необходимости оформления ЭЛН информирует врача о том, что его работодатель является участником информационного взаимодействия по формированию ЭЛН, дает письменное согласие на выдачу ЭЛН, после чего врач оформляет ему листок нетрудоспособности, формируя его в электронном виде.

После окончания лечения листок нетрудоспособности не распечатывается и не выдается пациенту на руки, а размещается в информационной системе ФСС РФ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью (УКЭП) врача и медицинской организации. Если листок выдан более чем на 15 дней, то подписывается также УКЭП председателя врачебной комиссии.

Пациента лишь информируют о номере электронного документа, который он сообщает своему работодателю. Тот, будучи участником системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования ЭЛН, заполняет свою часть больничного листка (сведения о страхователе, о застрахованном гражданине, сведения об исчислении ему пособия, среднем заработке, стаже работы и т.д.) и также заверяет листок УКЭП. Документ автоматически фиксируется в информационной системе ФСС и служит основанием для перечисления пособия застрахованному лицу.

Получить информацию о сформированных электронных листках нетрудоспособности работник и работодатель могут в Личных кабинетах, размещенных на сайте ФСС РФ,доступ к которым обеспечивается при наличии логина и пароля к Единому порталу государственных и муниципальных услуг.

Чтобы работать с ЭЛН, страхователь может использовать программное обеспечение с подключением к сервисам ФСС для передачи данных о факте и параметрах временной нетрудоспособности, либо ему потребуется открыть личный кабинет на cabinets.fss.ru. В личном кабинете можно будет получить уведомление о поступлении ЭЛН и в электронном виде заполнить раздел «Заполняется работодателем».

Для регистрации кабинета страхователя в сервисе ФСС РФ для работы с ЭЛН выполняется процесс идентификации и аутентификации через ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации). То есть страхователю необходимо зарегистрироваться на Портале госуслуг (ПГУ). Регистрация в свою очередь разделяется на 2 этапа.

1 этап. Руководитель страхователя, и бухгалтер регистрируются на ПГУ как физические лица с подтверждением всех сведений.

2 этап. Руководитель организации с использованием УКЭП регистрируются на ПГУ как юридическое лицо и после завершения регистрации отправляет приглашение сотруднику (бухгалтеру) стать сотрудником зарегистрированной организации. Сотрудник отвечает согласием.

После выполнения 2 этапа при входе на ПГУ пользователю будут предлагаться два варианта входа: войти как сотрудник или войти как физическое лицо.

Для личных целей надо будет использовать вариант «как физическое лицо», для использования государственных услуг для организаций – «как сотрудник».

Понятно, что перевод на электронное оформление листков нетрудоспособности в одночасье осуществить невозможно, он будет происходить последовательно. Поэтому с 1 июля 2017 года обе формы листка нетрудоспособности – в бумажном и электронном исполнении — будут иметь равную юридическую силу. Если медицинская организация и работодатель участвуют в электронном обмене, сотрудник сам решает, какой листок ему брать — бумажный или электронный. Согласие застрахованного на оформление листка нетрудоспособности в электронном виде оформляется письменно. Но если страхователь не участвует в электронном обмене, его сотрудники смогут получить только «бумажные» листки нетрудоспособности. Электронные больничные будут для них недоступны.

Работодателям, в свою очередь, необходимо своевременно информировать своих работников о подключении к системе информационного взаимодействия по ЭЛН и о том, какие медицинские организации приступили к оформлению ЭЛН.


Филиал №13 Государственное учреждение – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации

Обратная связь
close slider


Также Вы можете скачать бланк обращения гражданина, для отправки обращения по почте (http://www.rsuzhur.ru/archives/obr_gr.rtf)